Урок 8. «Знакомство с Басовым ключем»

Знакомство с Басовым ключем

В ходе урока продолжаем знакомиться с музыкальными ключами — теперь с Басовым ключем.

Басовй ключ

Из прошлого урока мы уже знаем, что открывает нотную запись специальный ключ, это «точка отсчета» высоты ноты.

Для чего нужен Басовый ключ?

Самое первое отличие заключается в том, что басовый ключ применим именно для низких нот, тогда как скрипичный ключ применим наоборот для самых высоких нот. Отсюда уже и остальные различия: место записи, форма записи.

Басовый ключ указывает, что ноты относятся к малой октаве.

Басовый ключ октавы

Рисоваться басовый ключ начинает с четвертой линейки. И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота «Ре» второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота «Фа» малой октавы.

Басовый ключ - положение на стане

Таким образом второе название басового ключаключ ФА. То есть он указывает на ноту «Фа» малой октавы и она является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.

Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.

Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.

Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.

Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.

Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.

Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

Те звуки, которые в скрипичном ключе пришлось бы писать, используя большое количество добавочных линеек снизу, в басовом записываются с меньшим количеством добавочных, или вовсе без них. И наоборот — звуки, которые в басовом ключе пишутся с линейками сверху, в скрипичном записываются удобнее.

Для чего же нужен этот басовый ключ?

Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана:

2 staves

Еще в басовом ключе обычно пишут музыку для таких инструментов как фагот, виалончель, контрабас.

А в скрипичном — для скрипки, флейты, гобоя, трубы и т.п.

Вещи для тенора и женских голосов пишутся в скрипичном ключе, а для баса и баритона в басовом.

Пианисты, как правило, играют в скрипичном и басовом ключах. Виолончелисты чаще всего в теноровом, альтисты в альтовом. Дирижеры умеют читать с листа партитуры, написанные одновременно во всех четырех ключах.


Упражнение:

В идеале, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот.

На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе.

Тренажер для запоминания нот

Басовый ключ (Ключ ФА)
Доступ будет открыт после покупки курса

Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Для совершения платежа необходимо авторизоваться