Знакомство с Басовым ключем
В ходе урока продолжаем знакомиться с музыкальными ключами — теперь с Басовым ключем.
Из прошлого урока мы уже знаем, что открывает нотную запись специальный ключ, это «точка отсчета» высоты ноты.
Для чего нужен Басовый ключ?
Самое первое отличие заключается в том, что басовый ключ применим именно для низких нот, тогда как скрипичный ключ применим наоборот для самых высоких нот. Отсюда уже и остальные различия: место записи, форма записи.
Басовый ключ указывает, что ноты относятся к малой октаве.
Рисоваться басовый ключ начинает с четвертой линейки. И если в скрипичном ключе на четвертой линейке у нас располагалась нота «Ре» второй октавы, то в басовом ключе на четвертой линейке находится нота «Фа» малой октавы.
Таким образом второе название басового ключа – ключ ФА. То есть он указывает на ноту «Фа» малой октавы и она является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.
Те звуки, которые в скрипичном ключе пришлось бы писать, используя большое количество добавочных линеек снизу, в басовом записываются с меньшим количеством добавочных, или вовсе без них. И наоборот — звуки, которые в басовом ключе пишутся с линейками сверху, в скрипичном записываются удобнее.
Для чего же нужен этот басовый ключ?
Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана:
Еще в басовом ключе обычно пишут музыку для таких инструментов как фагот, виалончель, контрабас.
А в скрипичном — для скрипки, флейты, гобоя, трубы и т.п.
Вещи для тенора и женских голосов пишутся в скрипичном ключе, а для баса и баритона в басовом.
Пианисты, как правило, играют в скрипичном и басовом ключах. Виолончелисты чаще всего в теноровом, альтисты в альтовом. Дирижеры умеют читать с листа партитуры, написанные одновременно во всех четырех ключах.
Упражнение:
В идеале, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот.
На самом деле, Вы многого достигните, если научитесь читать ноты и в скрипичном, и в басовом ключе.
Тренажер для запоминания нот
Басовый ключ (Ключ ФА)